Отзывы о штудиенколлегу при ТУ-Берлин (Studienkolleg при Technische Universität Berlin (TU Berlin)) — Форум — ProStudium e.V.

Форум

Вы должны войти в систему для того, чтобы создавать сообщения и темы.

Отзывы о штудиенколлегу при ТУ-Берлин (Studienkolleg при Technische Universität Berlin (TU Berlin))

Обсуждаем Studienkolleg Берлина при ТУ

Ссылка на официальный сайт http://www.studienkolleg.tu-berlin.de/menue/studienko..

В прикрепленном файле Вы найдете информацию, на какой курс в штудиенколлеге направляет Technische Universität Berlin (TU Berlin) в зависимости от того, на какой факультет Вы подаете документы. Это очень важно, чтобы Вас направили на нужный курс! 

К примеру если Вы подадите на специальность Architektur или Informatik Вас направят на Т-курс, если на Kultur und Technik mit dem Kernfach Kunstwissenschaft, то на G.

Штудиенколлег, TUB, Т-курс: что происходит? 

Я нахожусь почти что в серединке второго семестра и ощущаю потребность рассказать о своем опыте учебе в Штудиенколлеге 🙂 Сразу отмечу, что он субъективен, основывается только на том, как мне повезло с уни, Коллегом, группой и так далее. В общих чертах во всех ШТК многое может быть похоже, но не до мельчайших деталей. Не исключено, что даже у моих одногруппников или ребят с моего потока складывются совершенно другие впечатления. Хотя я стараюсь быть объективной с: 


1. О подаче документов 
В ШТК можно попасть тремя способами: чтобы продолжить изучать специальность, которая изучалась один год на родине; чтобы поменять специальность после двух-трех лет универа на родине; и сразу после школы - это относится к украинским выпускникам после, по-моему, 2012 года и к российским, начиная с 2015 года выпуска. 

Документы подаются точно так же, как и для стандартной учебы в вузе, единственное отличие - надо поставить в анкете галку в пункте, что вы согласны учиться в ШТК, если ваш Schulabschluss не дотягивает до немецких стандартов (это и есть наш случай, потому что 17-тилетние студенты для немецких реалий - это слишком))). В соответствии со специальностью, которую вы выбрали, вас распределяют в один из курсов G (гуманитарные науки), T (технические), W (экономика) или M (биология и медицина), а потом присылают приглашение на вступительный экзамен, соответствующий вашему курсу. С этим приглашением можно идти подавать на визу.

2. О вступительном экзамене 
Я сдавала два вступительных, в разные ШТК: ТУ Берлин и уни Халле. Организация в первом была значительно лучше 🙂 В Халле мне довелось простоять в очереди четыре часа на улице на холодном ветру (я еще и дико простужена была), прежде чем пустили внутрь и посадили писать экзамен. Разумеется, результат был не самый лучший, несмотря на то, что задания были проще. 

В ТУ экзамен проходил в главном здании, было несколько больших аудиторий, очереди разведены по алфавиту. На входе проверяли паспорт, ставили печать на руку. Сажали, по-моему, через два места друг от друга. Всем занимаются ваши же будущие преподаватели, так что не забывайтесь :)) 

Сначала был немецкий, состоявший из внезапно трех частей - аудирование, Lückentext и текст с заданиями в виде теста - он был просто убойным. Я сидела и понимала, что ничего не понимаю, отмечала просто наугад 🙂 Математика состояла из 14 заданий, в которых была программа по алгебре и геометрии за примерно 8-11 классы - ничего неожиданного, но тоже не то чтобы легко. 

Перед вступительными обязательно надо хорошо тренироваться на любезно выложенных всеми Коллегами примерах и быть внимательными. Из насущного - дают черновик. И еще на задания можно писать только ответы (в Халле, например, требовали и решения). Экзамен был для всех направлений единым - так что не пугайтесь раньше времени: у экономистов больше смотрят на язык, у технарей - на математику. Для того, чтобы пройти, нужно набрать определенный минимум, конкурса нет, как нам рассказывали. Набрала - прошла. 

Помню, как вышла с экзамена с ощущением, что тот был явно на отсев.

3. О визе и разрешении на пребывание 
Что произошло с моей визой - это просто песня. Для того, чтобы учиться в ШТК, нужна виза для "Studienvorbereitung" - это совсем не то же самое, что виза для поступающих или для Studium. Я этого не знала. В московском консульстве мне просто взяли и влепили визу на ШТУДИУМ, хотя я подавала документы с одним приглашением (!) на вступительный экзамен (!). Порадовало одно - ее сделали очень быстро, примерно за три недели. 

В октябре, наконец разобравшись с пропиской (кстати, вы не обязаны мельдоваться в течение двух недель после ПЕРЕСЕЧЕНИЯ границы, вы обязаны мельдоваться в течение двух недель после того, как нашли жилье и заключили договор. Если бы я точно это знала, то сэкономила бы нервишек), я занялась любимым видом спорта местных иностранцев: ловлей термина в АБХ (неудачной, естественно) и сидением под воротами этого самого АБХ с двух часов ночи в будний день. АБХ находится рядом с рекой, и уже в октябре ночью там очень холодно - берите теплые вещи 🙂 Естественно, со своей визой я получила фигу с маслом и приглашение на следующий термин аж в середине ноября, ибо им надо было "разобраться" с моей ошибкой. Так или иначе, никому из русскоязычных в моей группе не дали Ауфентхальтститель с первого раза, а вот со второго дали, так что все в итоге закончилось успешно, хоть и стоило кучи нервов. Мораль такова - хорошенько все проверяйте. А еще лучше - бронируйте термин в АБХ сразу после того, как приняли решение учиться в Берлине. Пригодится 😀

4. Об организации учебного процесса 
Привыкаешь достаточно быстро. 

В самом начале всех поступивших собирают в зал и разделяют по группам (примерно по 25 человек), назначая Курсляйтеров - это ваши классные руководители на ближайшие два семестра. В начале каждого семестра голосованием происходят выборы старосты группы, их должно быть двое (в первом семестре лично я была второй, а во втором - первой :)), чуть позже - выборы старосты всего Коллега. Должность эта довольно непыльная, но приходится периодически бегать в секретариат поприсутствовать, например, при разборках студентов с преподами или укрощать коллег, которые никак не могут договориться насчет ежесеместровой экскурсии в специально для этого отведенный Ausflugstag. 

Учеба построена примерно как в школе: посещение (условно) обязательное, группа, преподы и набор предметов фиксированный. Пара длится полтора часа, временные промежутки, в которые происходят занятия, называются блоками. Первый блок начинается в 8:15. После второго блока (11:30) перерыв на обед длиной в час. Обычно у нас по три пары каждый день - это до 14:00, и один раз в неделю четыре - до 15:45 соответственно. Второй семестр чуть менее загруженный по количеству пар. 

Учебников нет. Практически никто из преподов не раздает теоретические материалы (а некоторые - еще и практические). Иногда приходится с боем выбивать информацию о хоть каких-то учебных пособиях - ну не принято тут по ним учиться)) 

Каникул просто безбожно много. Чудовищно много. Практически каждый месяц - график каникул в ШТК совпадает с графиком каникул берлинских школ. Первый семестр начинается прям первого сентября и заканчивается к двадцатым числам января. Второй - с первых чисел февраля по середину июня, потом сразу же выпускные экзамены. АХТУНГ: я учусь с зимнего семестра, у тех, кто начинает в летнем, график немного отличается. 

В первом семестре у меня было 5 (ну, или 8, как посмотреть) предметов: 

- немецкий, который делится на два отдельных с двумя отдельными преподавательницами - Deutsch 1, где изучается аудирование и написание текстов, и Deutsch 2 - соответственно, чтение и грамматика. Как вы уже наверняка поняли, это не какой-то абстрактный немецкий, а целенаправленная подготовка к выпускному экзамену FSP, который содержит в себе все эти части. С преподавательницами мне повезло, и немецкий идет легко и непринужденно, хотя поступила я с нетвердым Б1. В первом семестре в моей группе у меня была одна из лучших оценок. 

- математика, которая в первом семестре делится на матанализ и Mathe Elementar, которые точно так же ведут разные преподы. Да не введет вас в заблуждение название второго предмета, на самом деле это самая что ни на есть линейная алгебра 😀 Программа обширная, бывает сложно. Приходится приучаться разбираться во всем сразу, не откладывая на потом, потому что дальше проблемы растут как снежный ком. 

- физика тоже делится на две: механика и электротехника. Готовьтесь постигать необъятное)) В этих предметах, как показывает практика, все зависит от препода - может повезти, и ты будешь все понимать. А может и нет. Советую внимательно слушать и вникать. Программа отличается от нашей настолько, насколько это вообще возможно - источники на русском для попыток что-то понять практически бесполезны. 

- химия, слава богу, одна, но в первом семестре ее достаточно много: аж две пары в неделю. Советы такие же, как в случае с физикой. 

- информатика в первом семестре одна в неделю, а во втором две. Препод один. Вы не представляете, как поначалу бесит, что все клавиши на клавиатуре по-немецки называются не так, как хотя бы по-английски)) В первом семестре очень много теории, зато во втором вознаграждают практикой по самые уши.

Во втором семестре происходит следующее: в соответствии с тем, какой дополнительный экзамен вы хотите сдавать выпускным (и от него никак не отказаться, даже если в вашей специальности вам совсем не упала ни физика, ни химия), весь поток делят на новые группы. В нашем случае получилось так, что все, кроме трех человек, хотели сдавать физику, и такая ситуация сложилась во многих группах. Поэтому решено было сделать хитро: выбрали группу, в которой больше всего "химиков", распихали из нее по другим группам всех "физиков", добавили "химиков" из остальных групп и получили одну химическую и несколько физических. Причем спрос на химию был таков, что пришлось делать конкурс по баллу за предмет за первый семестр (не две же группы вместо этого делать, в самом деле). Со своими способностями к физике я, например, решила, что химию будет сдавать куда безопаснее - для психики в первую очередь - но увы, мне не хватило двух баллов, чтобы пройти. Зато у меня осталась старая группа и старые преподы, что не может не радовать 🙂 

Во втором семестре от такого перераспределения меняются две вещи: количественно уменьшается физика/химия и увеличивается химия/физика соответственно; добавляется новый загадочный предмет, который называется Практикум. На нем занимаются исключительно лабораторными в соответствии с выбранным предметом. В физической группе это выглядит так: в одну неделю проводим эксперимент по механике, заполняем протокол, считаем что надо дома, в следующую неделю сдаем протокол и проводим эксперимент по электротехнике с новым протоколом. Занятия совершенно замечательные, не встречала ни одного человека, которому не нравились бы практикумы 🙂 Еще во втором семестре пропадает Элементар - ее полностью заменяет матан. 

Пара важных пунктов, которые следует упомянуть: во-первых, приготовьтесь к тому, что, спросив с вас на вступительном всю программу старшей школы, в первом семестре вам начнут разжевывать ее же, начиная с таких основ как "что такое сила в физике" или "как обозначать множество целых чисел". Лично я думала, что будет предполагаться, что мы все это специально выгуглили и изучили. Как бы не так 😀 Так что не удивляйтесь, а записывайте даже самые, как вам кажется, очевидные вещи. Сложность растет с ускорением, и вы не успеете оглянуться, как начнете решать дифференциальные уравнения и серьезные задачи по кинематике. 

Во-вторых, ШТК по уровню предоставляемых знаний является промежуточной ступенью между школой и универом. В Коллеге нам, иностранцам, дают фору по отношению к будущим однокурсникам-немцам, в первом семестре мы уже будем знать большую часть того, что дают, например, на математике. Как поясняли мне преподы, это делается для того, чтобы помочь нам адаптироваться в учебе и немного сравнять шансы успешно сдать первые клазуры. 

В-третьих - УСТНАЯ ОЦЕНКА. Пишу капсом, потому что это очень важно. Вы должны говорить. На каждом предмете. Да, на математике это странно. На физике сложно. На немецком бывает дико очевидно - неважно. Говорите. Потому что устная оценка является полноценной частью семестровой, и может здорово испортить вам жизнь. Я сама читала об этом еще до начала учебы, но в первом семестре не воспринимала настойчивые советы отвечать, говорить, поднимать руку, элементарно диктовать преподу, что писать на доске, всерьез - ровно до того момента, как не получила предварительные оценки. Да, это тупо. Но так надо. Не бойтесь сказать глупость или очевидность - от вас ничего большего и не ждут, честно 😀 А вот активность продемонстрируете, и зачтется. 

И еще - никогда не бойтесь достать препода вопросами, что на паре, что после. Они обязаны отвечать и объяснять, пока вы таки не сообразите. И зачастую они даже рады это сделать) А серьезно молчащие одногруппники, скорее всего, будут вам только благодарны - они и сами вряд ли понимают больше, а спросить стесняются (бывало и такое).

5. О клазурах и системе оценивания 
Подходим к самому интересному 🙂 

Кла(у)зура - это большая контрольная по всему пройденному между ней и предыдущей клазурой (или началом семестра) материалу по конкретному предмету. Больше никаких контрольных не бывает, ваши успехи оцениваются именно по ним. Обычно бывает две клазуры по предмету в семестр. Хотя, например по Deutsch 2 в первом семестре у нас было три клазуры, а по всем трем физикам во втором будет только по одной. Метод оценивания совершенно объективный и беспристрастный: учил эту тему - ответишь на задание по ней. Не учил - гуляй, Вася. Никаких билетов и никаких поблажек 🙂 В клазуру может входить и теория (т.е. определения), и практика - обычно преподы предупреждают о том, что будут теоретические вопросы и озвучивают темы, которые надо повторить, хотя это не всегда спасает от неприятных неожиданностей. Иногда в вечер подготовки бывает желание застрелиться от количества материала - это нормально. 

Проходят клазуры так: в таком кабинете, чтобы можно было рассадить по одному, раздают задания и засекают время - как правило, 90 минут (т.е. пара). Обычно черновики надо приносить с собой, и большинство преподов не любит тетрадный формат - им А4 листы подавай)) Можно пользоваться калькулятором и обычным толковым словарем. На физике и математике можно также использовать специальный листочек с формулами - преподы либо раздают их вместе с заданиями, либо пишут на доске, либо считают, что вы достаточно умственно развиты, чтобы их помнить 🙂 Словарь можно взять у Коллега (на немецкий их всегда приносят преподы), а можно брать свой, но чтобы там не было никаких пометок внутри. Списывать очень не рекомендуется) 

Клазуры обычно пишут на последней неделе перед каникулами, поэтому результаты раздают уже после. В ШТК есть правило, что нельзя писать больше одной клазуры в день. А вот пять подряд каждый день - за милую душу) И да, если вы пропускаете клазуру, нужно предоставить справку от врача и написать заявление на проведение клазуры с вами в другой день. Преподы этого терпеть не могут, потому что им нужно составлять для этого новые задания, так что если вы, например, знаете, что пропустите, заранее, то лучше сказать об этом как можно раньше - возможно, клазуру перенесут на другой день для всех. Я нахожусь в такой ситуации прямо сейчас) 

Оценки - о, это песня. Система оценивания пятнадцатибалльная. Разбалловка, которую вы, вероятно знаете, где 1 это по-нашему пятерка и так далее - используется только если хочется посмотреть, насколько вы по ней умничка и почесать тем самым свое самолюбие. Клазуры оцениваются в сырых баллах - у каждого препода все, включая систему оценивания, совершенно по-разному - а потом выставляется за каждую работу в Notenpunkten от 0 до 15, где 15 - это больше, чем отлично (то бишь не 1, а 0,7, 14 - это 1, 13 - это 1,3 и так далее снимается по 0,3 балла). 

А теперь очень внимательно: по каждому отдельному предмету из оценок за все клазуры + устная (а она тоже по 15-балльной шкале, так что я не шучу, когда говорю, что она может все испортить :D) выводится среднее арифметическое. Затем, если этот предмет сдвоенный - т.е. физика, математика или немецкий, оба препода кооперируются и выводят одну общую оценку за этот предмет. Так что если вы, например, не ловите звезд в электротехнике, но можете в механику, оценки за вторую могут спасти положение по первой, и физика в целом будет пристойной. Это так называемая Vornote - семестровая оценка за каждый предмет. Оценка за ШТК целиком, которая будет стоять в Цойгнисе, рассчитывается еще более хитровымудренно: 1/3 оценки по предмету в первом семестре + 2/3 оценки по предмету во втором разделить на два = Vornote за ШТК, к которой потом, если по этому предмету сдается FSP (немецкий, физика/химия и математика), прибавляется оценка за экзамен и это все тоже делится на два. Такие дела. 

Ахтунг: минимальная граница по предмету в целом, которую нужно переползти, чтобы попасть в следующий семестр или успешно выпуститься, составляет 5 баллов по всем предметам, кроме немецкого

6. О преподах 
Преподы очень разные, и от них зависит очень многое. Попасть к хорошему - это в смысле к такому, который и материал понятно дает, и упражнения, и поболтать не прочь, и его реально интересуете вы - большая удача. У меня были всякие - и те, кто совмещал в себе все эти качества, и те, в которых было только что-то одно, и те, в которых не было ничего вовсе. И тот, к которому мы ходили домой на Party 😀 Тем не менее, с преподами мне очень повезло, хотя все познается в сравнении, конечно. 

В ШТК привыкаешь к тому, что у всех разный стиль преподавания, и в то время, как одна носится с вами, как с детсадовцами, разжевывая материал и каждый раз раздавая все новые и новые упражнения, другой быстро объяснит теорию, даст один пример - а клазуру пишите, как хотите. Это мои преподы по математике 🙂 

Как правило, после первых клазур привыкаешь ко всему и всем, узнаешь предпочтения преподов, их манеру преподавания и учишься встраиваться в их учебный процесс. Для будущей учебы неоценимо полезно, как по мне. 

Отдельно хочу отметить всех четырех преподов по физике: каждый из них абсолютно разного типажа, но одно их объединяет - изумительная театральность, в ком-то больше, в ком-то меньше. Вчетвером они могли бы поставить "Ромео и Джульетту". Когда препод по механике-практикуму объясняет суть эксперимента, если абстрагироваться, то можно представить, как он произносит монолог Онегина. Очень впечатляюще 🙂

7. О контингенте 
Неоднократно слышала мнение, что в ШТК атмосфера, как в школе, и именно там заводишь ближайших друзей за все годы учебы. Что ж, в моем случае фраза про школу действительно справедлива: прямо как в школе все быстро сбились в группки (в основном по национальному признаку) и друг с другом не общались 😀 С кем бы я ни обсуждала эту тему, все придерживались мнения, что с нашей группой что-то не так — почти никаких дружб, доверительных отношений и веселых поездок. Увы. В параллельных группах, однако, ситуация выглядела получше, так что не отчаивайтесь и общайтесь, общайтесь с новыми знакомыми! Вам придется многое перенести за этот год, и лучше заручиться хотя бы небольшой поддержкой, чем вообще никакой 😉 

( Collapse ) 
Что касается национального состава: кто-то русскоязычный будет всегда. У поступающих в зимнем семестре шансов на это больше, чем в летнем. В группах обычно примерно поровну парней и девушек. Независимо от национальности все довольно общительные и веселые, а поначалу все ищут друзей. Так что ничего не бойтесь 🙂 

И еще хотелось бы рассказать поучительную историю: во втором семестре к нам присоединилась девочка из параллельной группы. Отношения с другими у нее как-то не сложились, в основном из-за того, что большую часть занятий она просто не посещала. Когда наступил период первых клазур, девочка точно так же просто не приходила на них, а после клазур писала всем и спрашивала, что на них было, чтобы подготовиться на пересдачу. Словом, ничего удивительного, что во второй период клазур никто ничем с ней не делился (по предварительному сговору, естественно). Насколько я знаю, выпускные экзамены она сдала очень-очень плохо, если сдала вообще. Такие дела.

8. О выпускных экзаменах 
Однажды вы осознаете, что FSP — Feststellungspruefungen или выпускные экзамены из ШТК нагрянут уже через неделю, а вы совершенно не готовы. Пугаться не стоит: если вы прилежно учились и сдавали клазуры, то будете по крайней мере знакомы с темами, которые там встретятся. Кроме того, в последний учебный день для нас состоялось информационное мероприятие, на котором рассказывали еще раз про экзамены, систему оценки и все-все-все. А еще туда пригласили бывших коллегиантов рассказать о своем опыте 🙂 

ФСП по математике и физике состоят из заданий на темы, которые вы проходили в течение двух семестров. Экзамены длятся около трех часов без перерыва. 

Физика состоит из двух частей: механики и электротехники, на каждую часть дается три задания, из которых нужно выбрать и сделать только два. Каждое задание дается на определенную (и обычно довольно обширную) тему, например, «Электрическое поле». Из всех шести заданий на физику одно или половина одного задания отводится на практикум. Его можно не выбирать вообще, если с практикумом у вас все было грустно, или же за его счет поправить свое положение в обратном случае. 

Математика состоит из четырех больших заданий, из которых нужно выбрать три. Каждая тема была глубоко проработана на занятиях 🙂 Например, «Уравнения и неравенства». 

Немецкий состоит из трех частей: LV+грамматика, HV и TP. Это самый долгий экзамен - примерно четыре часа с перерывами. 

Каждый экзамен начинается официальной частью, когда всех собирают в большой аудитории (план к ней и места, закрепленные за каждым, обычно вывешивают снаружи) и отмечают по списку. Затем раздают задания. В туалет можно выходить неограниченное количество раз, можно есть в процессе, в общем, главное — не разговаривать и не списывать. И телефоны отключать! Перед экзаменами дают на подпись бумагу, что если вы будете пользоваться телефоном (просто звонок посреди происходящего тоже считается), вам поставят ноль целых ноль десятых, несмотря ни на что. 

Времени, которое дают на на написание, обычно вполне хватает, особенно если вы успевали тренироваться на время в процессе подготовки (это касается преимущественно немецкого). Единственная проблема, с которой мы столкнулись в этом семестре — в четверг была последняя из клазур, проходивших почти две недели без перерыва, а в понедельник — уже первый ФСП. Проходят они в одну неделю, в нашем случае — понедельник, среда, пятница. Темп довольно напряженный, но справиться можно. 

Через десять дней после последнего экзамена в секретариате вывесили оценки, можно было прийти и оценить свои шансы на устный экзамен. Те, у кого Vornote (т.е. оценка за год) по предмету отличалась от оценки за ФСП на пять и больше баллов в любую сторону, спустя еще несколько дней получили приглашения на устные экзамены. Счастливчики — получили цойгнисы и возможность подавать документы. Обратите внимание: на дворе было уже первое июля. Рассчитывайте свои силы. 

Я была в числе тех многих, кому пришлось сдавать устный экзамен по физике (ФСП в этом году был, увы, довольно трудным). На консультации всех уверили, что будет не очень больно, потому что на подготовку дается всего полчаса, а значит, на отдельное задание по механике и электротехнике - соответственно по 15 минут. И они не могут быть такими сложными 🙂 

Сам экзамен проходил прямо в секретариате, и каждому было назначено собственное время. Когда подходила очередь, человека вызывали, давали задания и те самые полчаса, а потом вызывали к преподавателям. Те предлагали отвечать либо на доске, либо сидя, как было удобно. Затем после небольшой экзекуции (дополнительных вопросов, как правило, не задают, строго по заданию, иначе времени не хватит) отправляли обратно в предбанник ждать решения. И, в конце концов, еще спустя несколько минут вызывали и объявляли оценку за устный экзамен, за весь предмет и средний балл цойгниса. 

Также сообщают, что предварительный цойгнис можно будет получить через пару дней (я сдавала 5 июля, а цойгнис был готов 8, в пятницу).

9. О выпускном 
Я уже немного о нем рассказывала с точки зрения младшекурсницы, но на самом деле на старшем курсе к выпускному добавляется лишь официальная часть 🙂 Всех собирают в один большой зал (нас в нем же и распределяли когда-то по группам), руководительница курсов зачитывает небольшую речь, потом осчастливливает цойгнисами особенно одаренную пятерку лучших этого семестра, а затем каждый курсляйтер вызывает к доске свою группу, отдает аттестаты и жмет руки. Аплодисменты 🙂

10. И снова о подаче документов 
Если вы гладко пережили два семестра без повторений, то ваши документы с прошлого года все еще находятся в уни-ассисте. А это значит, что дополнительно вам понадобится отправить лишь свежие антраги на поступление в этом семестре и заверенную копию цойгниса за ШТК (если, конечно, университету не требуется еще что-нибудь новенькое, чего вы им еще не отправляли). И не забудьте заплатить 😀 Грабеж 

Я заранее назначала термин на заверение в местном бюргерамте на следующий день после выпускного и, заплатив пять евро за заверение одной копии (кстати, две простые копии цойгниса ШТК предоставляет в комплекте с оригиналом!), сложила ее в конверт вместе с заранее заполненным антрагом, доехала до офиса уни-ассиста и, побродив между офисами, опустила его в их большой ящик. Было это уже 13-ого июля. 

Ахтунг: если вы поступаете в тот же университет, в котором уже зачислены (ибо чтобы учиться в ШТК вам все равно придется имматрикулироваться, как и всем остальным), вполне возможно, что вам не нужен уни-ассист, ведь ваш пакет документов все еще хранится в бюро отдела Бевербунг/Имматрикулятион. В случае моих более везучих одногруппников, зачисленных в ТУ, следовало всего лишь отнести антраг и копию в кампус-центр, где все заверяли и разбирались специально обученные люди. Так что если вы поступаете в Берлин и подавали как в ТУ, так и в ХТВ (или Бойт-Хохшуле), то обязательно поинтересуйтесь, какой университет вас зачислит, чтобы избежать лишнего общения с уни-ассистом в будущем 🙂 

УДАЧИ И ЧУДЕСНОГО ОПЫТА 🙂

Все заметки выше взяты из замечательного блога http://jamery-de.livejournal.com

Отзыв от участницы Анастасия Сивирина

"Училась в штк ту на в курсе - ничего сильно плохого сказать не могу) Все учителя приятные, материал объясняют тоже довольно доступно. Хотя было три уникума - по немецкому была просто довольно скучной, по финанцматэ рассказывал постоянно истории из жизни вместо объяснения и путался в своих записях (что потом отразилось на результатах фсп почти всей группы), по информатике довольно странно оценивала устную оценку и клаузуры были сложнее примеров, которые она давала. При этом, оценки в группе довольно неплохие в итоге - двое с 0,9, я с 1,2, ещё девочка с 1,3)"

Отзыв от пользователя Екатерина Зорина-Сахарова 
https://vk.com/studienkolleg_deutschland?w=wall-11841.. 
"Мой сын сдавал и в ТУ и в ФУ, по его ощущениям математика везде нетяжелая, немецкий легче в ФУ. После экзамена в ФУ он был больше уверенным, что все сделал правильно. Но это очень субъективно, конечно."

Отзыв от участницы Анастасия Сивирина 

"Бонусы для тех, кто закончил штудиенколлег при ТУБ - 8% от числа всех поступивших (на какое-то одно направление) должны быть иностранцы, половина мест из которых отдаётся лучшим ученикам штк"

О вступительном экзамене на SoSe 18 в ТУ Берлин

ТУ Берлин 
В общем, математика была точь в точь как в примере на сайте. Те же темы и тот же уровень. Ошибки могут быть из-за нехватки времени. Действительно всего пару минут на одно задание. Немецкий был непростой, на твёрдый уровень В2. А так я не волновалась вообще, атмосфера была дружелюбная

Елизавета Урбах

Экспресс-курс в TU Berlin (ссылка на пост https://vk.com/studienkolleg_deutschland?w=wall-11841..)

Привет, инфа по поводу экспресс-курса в TU Berlin. 

Да, это действительно первый раз, когда они такое набирают. Пока такая группа только для Т-курса. Kursleiter заявил, что нужно набрать минимум 80% по обоим экзаменам, чтобы туда пройти. Группа меньше всех остальных, человек 16. Unterricht строится так, что в основном сразу проходят 2-й семестр, то есть материал 1-го должен в большинстве осваиваться самостоятельно. Уроков больше, 36 часов в неделю против стандартных 26 у остальных курсов.

(Jørgen Solheim)

Автор: Jørgen Solheim

Часть 1

Некоторое время назад я пообещал написать отзыв на ШТК TU Berlin и наконец-то я родил. 

Сначала оговорка: я учился в SoSe18 на экспресс-курсе, и это был первый раз, когда ТУ ввёл такую возможность. Вступительный экзамен все ученики экспресс-курса писали стандартно, вместе со всеми остальными и в полном неведении такой возможности. Лишь в день объявления результатов пришёл особый емейл с приглашением присоединиться к экспресс-курсу. Как потом выяснилось, критерий для получения такого приглашения — набрать минимум 80% по обоим вступительным экзаменам. 

У этого экспресс-курса есть несколько особенностей: первая, очевидно, чуть более повышенная нагрузка. Однако это не значит, что у всей группы становится ровно в два раза больше учебных часов, чем у стандартных групп — различие всего где-то в две-три пары в неделю, поэтому здесь нет ничего непосильного, и личная жизнь никак не страдает. Однако материал действительно приходится проходить быстрее, поэтому нужно быть готовым к некоторой самостоятельной работе — в том смысле, что надо будет озаботиться сходить в библиотеку не впервые за неделю до экзамена, а планомерно почитывать параллельные источники. 

Другой момент: если стандартно у студентов есть возможность выбрать предметы для сдачи на FSP (T-Kurs, помимо обязательных математики и немецкого, письменно на выбор сдаёт информатику, химию или физику), то экспресс-курсу досталась комбинация математика/немецкий/физика — связано это с тем, что курсы со стандартной длительностью выбирают свой третий предмет во втором семестре, и там возможно переназначение преподавателей и перекройка учебного плана. 

Ах да, экспресс-курс, по крайней мере, на тот момент, был только для Т-направлений. 

О вступительных: оба проводятся в один день, сначала, вроде бы, была математика, после перерыва — немецкий. Математика очень похожа по содержанию на ЕГЭ-шную, за исключением лишь двух моментов: были необходимы базовые знания интегралов и теории множеств. Сам по себе этот материал можно выучить на, например, Khan Academy в рамках базовых получасовых курсов, поэтому эти темы не являются ничем сверхъестественным. Математика абсолютно полностью соответствовала примерам с сайта, не было никаких сюрпризов. Немецкий ровно так же соответствует примерам на сайте; приятно ещё то, что в ТУ не нужно писать сочинение, в отличие от многих других ШТК. 

Конкурс в целом по ШТК был 6 человек на место, что ОЧЕНЬ мало по сравнению с большинством других ШТК, в том же Бохуме, например, было около 18/место. Так что поступить в Берлин сильно реальнее, чем в другие города. 

В первый день группе назначается "классрук", он объясняет, как пользоваться основными сервисами университета, как будут работать FSP, где достать менза-карту и как купить билет на проездной. С ним некоторая загвоздка: семестр в самом ТУ начинается на два месяца позже, чем учёба в ШТК, и студенческий проездной в этот промежуток времени получить невозможно, придётся покупать стандартные месячные проездные за €81, и к этому нужно быть готовым. 

Группа изначально набралась из 18-ти человек. Через месяц после Wechselklausur присоеденился ещё один. В конечном итогде до FSP дошли где-то 15, у людей, которые не справлялись, была возможность отказаться от экспресс-курса и без потери FSP-попыток перевестись по желанию либо в Oberkurs, либо в Unterkurs. 

Схема получения итоговой оценки такова: высчитывается среднее арифметическое из балла за работу в курсе и балла за FSP. При этом, если вы недовольны своей оценкой, можно через 2 недели после оглашения результатов FSP добровольно пройти устную экзаменацию, результат которой тоже по среднеарифметическому методу всчитывается в общую оценку. Шкала на данном моменте 15-ти балльная. Однако если результат с FSP отличается от оценки за работу на курсе на больше, чем 4 балла из этих 15-ти, то устная доэкзаменация обязательна. Из всех 15-ти сдающих из нашей группы такое пришлось делать только трём.

Часть 2

В целом, поскольку это для ТУ было в первый раз, и нас сразу предупредили, что процесс очень экспериментальный, были некоторые шероховатости со студентами, которые оказались неготовы для такого темпа, в основном оказалось, что критерий 80-ти процентов за вступительный был достаточно низок, поэтому не факт, что в следующий раз набор на экспресс-курс будет по той же схеме. Нам рассказывали, что, возможно, введут дополнительные задачи для желающих поступать на экспресс.

Так вот, субъективные моменты. Сразу оговорюсь, что я учился у вполне конкретных преподавателей: Özdemir (Kursleiter, Informatik & Mathematik), Padberg, Krüger (Deutsch 1 & 2), Neemann (Elektrotechnik), Lehnert (Physik & Praktikum Physik), Detring (Praktikum Elektrotechnik), Schilling (Chemie). Соответственно, весь опыт, про который я могу рассказать, относится только к этим преподавателям и никак не распространяется на весь ШТК в целом. 

Но сама речь пойдёт не совсем об этих конкретных преподах. Сам от себя я скажу, что остался доволен абсолютно всем, что со мной происходило за этот семестр. С точки зрения разумных требований к качеству образования всё было идеально, половина преподов — доктора наук и действующие доценты ТУ. Однако очевидно, что я не могу полностью репрезентировать мнение общественности, более того, было заметно, что мнение большинства одногруппников складывалось не так позитивно. С другой стороны, я полностью уверен, что проблемы, которые люди получали, исходили не со стороны преподавателей или ШТК, а ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по вине студентов. Поэтому я не могу не написать эдакий Crash Course того, что следует ожидать и как себя вести. 

Большинству тотально не хватает немецкого. Особенно в экспресс-курсе, когда у преподов не очень много времени на то, чтобы проводить лингвистический ликбез. Даже прохождение порога в 80% за вступительный экзамен по немецкому не спасал людей от того, что в некоторых местах они абсолютно не понимали, о чём идёт речь. Помимо этого, человек теряет возможность задавать вопросы, что в конечном итоге, однако, воспринимается как вина препода из разряда «нам плохо объясняют». Мне очень хочется сделать на этом акцент, потому что ошибка со стороны студента выливается в фрустрацию по отношению к предмету и преподавателю, что не очень позитивно сказывается на удовольствии от обучения и просто треплет самому же студенту нервы. 

Я лично не помню ни одного момента, чтобы преподаватель отказывался дополнительно что-то пояснить — более того, я глубоко убеждён, что все преподы и без того понимают данную ситуацию с иностранцами и самостоятельно пытаются предотвратить подобные моменты. Все наши доценты были максимально коммуникабельны, и у меня нет аргументов в пользу того, что в чьих-то ошибках были виноваты именно они, а не одногруппники, которые недостаточно хорошо позаботились сами о себе. 

Это уже личное право конкретного студента, кого винить в своих пробелах в знании, но я всё-таки очень посоветовал бы выучить немецкий на С1 ещё до поступления, потому что если ваша конечная цель — нормально отучиться, то, этим вы сильно поднимете себе шансы.

Часть 3

Помимо этого, в европейской системе образования всё-таки есть такой момент, как самостоятельная работа, и навык самостоятельной работы здесь подразумевается сильно серьёзнее, чем в школах СНГ, к которым большинство привыкли. Опять же, многие негативные впечатления у одногруппников СНГ-стран возникали из-за того, что людям не очень привычен данный концепт, и пробел в знании обычно обосновывается фразой «вы нам такого не говорили», а не «ой, нужно было чуть больше поупражняться/прогуглить/почитать учебник». В то же время одногруппники из Азии, в культуру которых давно заложена значительная доля личной ответственности, чувствовали себя абсолютно прекрасно. 

То есть, в чём суть. Учёба в Европе (в смысле как минимум менталитета) требует некоторого количества навыков, которые не совсем очевидны для новоиспечённых выпускников школ России, и это не их вина, просто в том контексте, когда дело касается отзыва о каком-то конкретном ШТК, я хочу провести ясную черту между тем, что можно рассказать о преподавателях объективно, и тем, что можно услышать от других выпускников, впечатление которых испортилось из-за недостаточной готовности самих выпускников. 

TU Berlin — прекрасный ШТК с достаточными ресурсами и очень клёвыми доцентами. Значительный процент окончил экспресс-курс с прекрасными баллами за FSP. Я читал другие отзывы про него, но если бы преподаватели были так ужасны, как иногда описывают, то чисто технически никто не был бы в состоянии написать предметы на 15 баллов из 15-ти. Поэтому я и решил вплести в свой отзыв такую вот коротенькую мораль: если вовремя позаботиться о себе, то почти любой ШТК оставит после себя весьма и весьма положительные эмоции.

Facebook
YouTube
Instagram
SOCIALICON
Забыли пароль? Пожалуйста, введите имя пользователя либо email. Вы получите письмо с ссылкой на восстановление пароля на вашу почту.